Вновь на «игле»: почему Приамурье не готово работать с Китаем - 2x2.su
  • Вновь на «игле»: почему Приамурье не готово работать с Китаем

    22.07.2023 15:26
    Источник фото: ru.freepik.com

    Рассуждаем вместе со специалистом.

    «Окно» в Китай мы прорубаем в две смены, наращивая торговый оборот до немыслимых объёмов, стремясь превратить ДФО в гигантскую перевалочную базу.

    Теперь вопрос: мы слезли с европейской «иглы», а теперь садимся на китайскую? На тему рассуждает кандидат экономических наук, финансовый консультант Максим Кривелевич.

    Нужен избыток

    - «Иглу» по товарообороту не судят. Мировая экономика - не ствол дерева с ветками, а шахматная доска любых ходов. Вот Иран: 40 лет под санкциями - и есть всё. Почему? - торгует с КНР, дающей доступ к товарам, произведённым по всему миру. Китай - транзитёр. То есть, по статистике, торговля Иран - США - ноль, а по факту - вполне себе. Нечто похожее и у нас: сколько ввозимых товаров ИЗНАЧАЛЬНО китайские, а сколько ВВЕЗЕНЫ через Китай? Почему и евробюрократия в недоумении - торговые потоки сложнее статистического наблюдения.

    Второй момент: уже наши чиновники, тоже видя эту статистику, якобы, доминирования Китая, очертя голову увлекаются идеей РФ-КНР-проектов, желая в рамках так называемого бюджетного федерализма не упустить для своего региона возможности поучаствовать. И это по-человечески понятно. Но далеко не все бизнесмены КНР порядочны и вообще заинтересованы в сотрудничестве с РФ. Увы, есть случаи злоупотребления с китайской стороны - это неизбежная обратная сторона дружбы народов. А с нашей стороны нет механизмов фильтрации реально взаимовыгодных проектов от откровенной шелухи. А нет механизмов потому, что невозможно выстраивать переговоры на равных при таком неравенстве возможностей. То есть если китайский инвестор может вложить миллиарды, а отечественный - старый микроавтобус, то особо не поторгуешься - веришь на слово. Вот проблема: будь наша экономика хотя бы вполовину от китайской, всех бы тамошних жуликов - стороной.

    Плюс очень важно: мы не готовы к сотрудничеству с Китаем! В первую очередь, в плане инфраструктуры: дорог, портов. То есть нам предлагают транзит, а нам нечем перевезти. Китайцы: «Но у вас же программы развития уже сколько лет!» Мы: «Да, но понимаете…» А КНР не понимает! Потому что в этом политическая подоплёка: РФ же позиционирует себя в очень высоком дипломатическом, политическом ключе чуть ли не как второй полюс мира. А на деле даже не то что всё плохо - просто непонятно, плохо ли всё. Чтобы быть плохим, это должно БЫТЬ. А если вместо портов красивые презентации, о чём вообще говорить? И ведь это не после СВО и санкций началось.

    Мегапрожекты по развитию ДФО появляются года с 2014-го с регулярностью, заслуживающей лучшего применения. При этом нельзя говорить, что ничего нет - есть, многое! Но в целом это отдельные истории успехов, которые экономику кардинально не меняют. То есть большая разница, например, между полностью укомплектованным автомобилем и тем, где запчастей 75%. Вот и с развитием ДФО: не важно, есть 75% запчастей или 80% и насколько они в идеальном состоянии - их просто должно быть 100%! А мы к тому же не знаем, каких именно не хватает. То есть мало смотреть в рублях инвестиций, надо - и в квадратных метрах заводов, и в штуках ЛЭП, портов.

    Так что пока ДФО развивается фрагментарно, взаимовыгодного сотрудничества с мощнейшими экономиками не будет. Китай может себе позволить и передумать, а мы не можем выбирать партнёров.

    Поэтому нам сейчас нужно добиться некой системности в инфраструктуре: авто- и железные дороги, газо- и трубопроводы, авиа- и морские порты - причём в избытке.


    Не карта, а местность

    Можем ли мы догонять при своих нынешних темпах развития? Да, мы отстаём с 2008 г.: весь мир после этого кризиса уже выбрался, мы - нет. Мы растём медленнее, а падаем быстрее. Если ничего не менять, отставание, естественно, усилится и ситуацию спасёт только «нефть по 200» - это тост трейдеров в самые тёмные времена биржевых спадов. Это счастье всем! Вопрос, хорошо ли, что наша единственная надежда - нефть по 200?

    Есть, конечно, повод для оптимизма, хоть и локальный - ну, чтобы грустно не заканчивать мою мысль. Вот как мировой океан самоочищается от загрязнений гораздо быстрее, чем думают учёные, так и наша экономика способна самовосстанавливаться - в определённых, конечно, границах. И под санкциями найдётся нужное оборудование и специалисты.

    То есть кромешный ужас не планируется. Но достаточно ли нам отсутствие ужаса, чтобы считать экономические цели достигнутыми? Думаю, нет. Разумное сочетание совершенствования госуправления (то есть государство создаёт комфортные условия для бизнеса, а не пытается собою заменять предпринимательство) и здравые бизнес-инициативы ещё могут вывести на путь устойчивой инвестпривлекательности, которая через несколько лет позволит нам взаимовыгодно сотрудничать с КНР. Но, подчёркиваю, этот путь - в годы.

    А сегодня мы, повторяю, просители. И большая ошибка - навязываться: дескать, наши ресурсы незаменимы! Ну, да, но их не обязательно покупать у нас. Можно у тех, кто у нас их купит. Да, КНР переплатит посреднику, скажем, 15%, но он не будет сталкиваться, например, с нашим не совсем понятным для китайцев законодательством. Мы можем горячиться: «У нас уникальное географическое положение: всего-то через Амур - самая выгодная логистика!» Но уникальное положение - это не карта, а новые рельсы в четыре полосы или бетонная автодорога, полная газификация региона. А кратчайшее расстояние - не соблазн. Вот проблема: наши чиновники мыслят по карте, китайские - по местности.

    Как итог: экономразвитие должно быть самоцелью, а не побочным эффектом в решении каких-то задач. А вариантов у нас два: или догоняем КНР, или «нефть за 200».

    Польза
    5
    Актуальность
    5
    Развёрнутость
    5
    Фотография
    5
    Пожелания автору
    Проголосовало: 3 Спасибо за ответ

Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом